мои уроки...



УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ...
мастер-класс

                                                          Если мира нет в тебе,

         то мира вокруг тебя быть не может
                                               Святое Писание
Место проведения: классный кабинет.
Цель: изложение методики организации классного часа в виде увлекательной, интерактивной, практически значимой деятельности.
Форма проведения: практикум.
Оформление: бумага для упр. «Снежинки», бланки теста, анкета, рабочие листы, презентация.
Оборудование: мультимедиа, компьютеры.
Ход занятия.
1. СЛАЙД 1  
         Учитель: Говорить мы сегодня с вами будем о ссорах и об умении прощать. Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться.
Мы попробуем ответить на вопрос: что же делать, чтобы с нами этого не происходило?
        Но для того, чтобы создать  доброжелательную атмосферу и  настроить вас на плодотворную работу проведём небольшую игру.
Игра-энергизатор «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь дышим вместе!» Вдох, все делают шаг вперёд. Выдох- все делают шаг назад. Вдох- 2шага вперёд, выдох- 2 шага назад. « Но у доброго животного так же чётко и ровно бьётся его доброе, большое сердце. Стук- шаг вперёд, стук- шаг назад. Хорошо, когда мы чувствуем и дышим заодно»
2. Что же делать, чтобы споры и конфликты  не происходили?
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются, они разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы ещё убедимся в этом при выполнении упражнения «Снежинки».
      Всем участникам предлагается вырезать снежинку и показать одноклассникам.
СЛАЙД 2                                 Алгоритм.
1.Сложите лист для вырезания снежинки.
2.Отрежьте уголок, чтобы получился полукруг.
3. Слева вырежьте треугольник.
4. Справа  вырежьте полукруг.
5. Вверху вырежьте зубчики.
Учитель: Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей).
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что ссоры и конфликты играют важнейшую роль в жизни как отдельного человека, так человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности.  
    Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста...
Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. Ответы участников
СЛАЙД 3
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы.
Учитель: А вы кого-нибудь обижали?
А какие чувства испытывает человек, обидевший другого – обидчик?
Ответы участников:
СЛАЙД 4
-укоры совести, неудобство, волнение, раскаяние, злость, обида.
Учитель задает вопрос всем участникам:
 «Почему люди ссорятся? Конфликтуют?
 Всем предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты записываются на доске.
Не владеют эмоциями.
 Не принимают чужого мнения.
 Не считаются с правами других.
 Пытаются во всем доминировать.
 Не умеют слушать других.
 Хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает
 очень трудно. Сейчас мы выполним  упражнение, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения.
Выполнять упражнение будем в парах.
4. Упражнение «Разожми кулак».
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль).
 Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые
 применялись: уговоры, просьба, хитрость. 
Учитель: Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
Перед вами карточки: возьмите их в руки.
Продолжите каждую  фразу:
А как справиться со своей злостью, обидой, гневом, желанием отомстить?
Ответы учащихся
СЛАЙД 5
Об этом рассказывает одна древняя притча.(видеоролик)
Жил-был юноша с плохим характером.
Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:  «Забивай один гвоздь в ворота
сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил  37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых    гвоздей, уменьшая его изо дня в день: Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам:
“ Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! ”
Никогда они уже не будут такими как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана.
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая
Чему учит эта притча?
Ответы учащихся
Работа в группах.
- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
СЛАЙД 6
1.Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
СЛАЙД 7
2.На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
СЛАЙД 8
3.Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
СЛАЙД 9
4.Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Итог.
 Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. 
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
      А чтобы вы ещё раз убедились в важности этой темы, прошу вас выполнить онлайн –тест и проанализировать результат.
Очень часто, сами того не замечая мы обижаем друг друга словом, недобрым взглядом. Мне бы очень хотелось, чтобы мы старались сделать своим близким что-то хорошее. Хотя бы как герои мультфильма «Просто так» 

умеем ли мы прощать from Анна Куренкова
ОСЕННЯЯ СКАЗКА 
-->
Ведущий: В некотором царстве,
               В некотором государстве.
                 Жил был царь – отец,
                 В важном деле молодец.
                 И страна у него волшебная,
                 И народ мастеровой,
                 Всяк с руками с головой. 
                 И было у царя четверо детей.
                 Три дочки, а Четвертый – сыночек.
                  А звали их так: Весна, Осень,
                 Да зима, а сыночка звали…
                 Да, сыночек-Лето! Угадали!
                              Весна красна да весела,
                 Лето трудится с рассвета,
                 Зима сурова уродилась,
                 Но бывало, веселилась!
                 А вот с осенью беда!
                С ней морозно иногда,
                То дождливо, то туманно,
                То девчонкой в поле скачет,
                То по две неделе плачет.
                А не то хандра найдет-
                Так с постели не встает.
                            Так что бедный царь- отец
                           с ней умаялся вконец…
       Царь (поет): Ах ты, бедная дочурочка
                            Посмотри, как исхудала фигурочка!
                            Чем-то я тебя сейчас угощу?..
                         
                Осень: Ничего я не хочу!
                  Царь: Ах ты, бедная моя горемычная,
                        Скушай, доченька, яйцо экзотическое!
                        Может, стоит обратиться к врачу?
           Осень: Ничего я не хочу!
             Царь: Для поправки твоего настроения
                        Не устроить ли нам представление?
                        Хочешь, бал для тебя закачу?
           Осень: Что ж, пожалуй, хочу!
             Царь: Мой указ, добрым людям
                        про любовь наказ!
                        Всем, кто с дочкою знаком,
                        срочно выехать в мой дом.
                        Во дворце немедля быть!
                        Да с собою захватить:
                        Сто стихов и песнопений,
                        Шуток, танцев иль печений…
                        И еще сюда бы надо
                        Что из сказочного сада,
                         Кто б, какую мог усладу…
                        Лишь бы дочь была бы рада!
                 Ведущий: И рванули тут гонцы
                                 Во всю прыть во все концы!
                                 Путь далекий им лежит.
                                 В тот же день и очень быстро
                                 Царь призвал всех скоморохов,
                                 Чтобы дочка не скучала,
                                 Плачем всех не донимала.
    
  1 скоморох: Здравствуй, Осень Несмеяна!
                2 скоморох: Здравствуй, красавица золотая!
                1 скоморох: Чтобы ты не заскучала,
                                     Мы со зрителями быстро
                                             Развлечем тебя, хозяйка.
            2скоморох: Для начала попробуем вспомнить
                                   приметы осени.
           1 скоморох: В осеннее ненастье семь погод во
         дворе: сеет, веет, крутит, рвет
  сверху  льет, снизу метет. 
  2 скоморох: Дым стелется - к непогоде, дым  столбом - к  дождю. Бабье лето
                       ненастно- осень суха. Осенью тихая вода- хорошая зима, шумная-     морозы, метели.
       2 скоморох: А, ну-ка, ребята, кто знает     поговорки и послови-
                      цы об осени?
                      (выходят дети, читают поговорки и пословицы   об осени)
     1 скоморох: Молодцы! А сейчас мы вам  загадаем загадки.
                      И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать. (Дождь)
          2скоморох: Пришла без красок и без кисти
                            И перекрасила все листья. (Осень)
       1 скоморох: Боится зверь моих ветвей,                                Гнезд не построят птицы в них.
                            В ветвях краса и мощь моя,
                            Скажите быстро, кто же я? (Осень)
        2 скоморох: Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает?
                            И бормочет и поет, убаюкивает? (дождь)
         1 скоморох: Она под осень умирает,
                             И вновь с весною
                             Коровам без нее - беда,
                             Она их главная еда. (Трава)
   2 скоморох: Кто осенью улетает,
                            А весной возвращается? (Птицы)
         Осень: Ой, как здорово! А можно я тоже ребятам загадки загадаю?
                    У какого растения вместо листьев иголки? (Ель, сосна)
                    Рыжий Егорка упал на озерко. Сам не потонул и воды не всколыхнул.      
             Что это? (Лист)
              (Входит Хозяйка лесов)
           Хозяйка
                лесов: Я знаю отгадку- это лист на дереве.
           2 скоморох: Вот и первые гости пожаловали.
           Хозяйка
                 лесов: Здравствуйте ребята! Я Хозяйка лесов. Скоморохи, а        
                     можно я вам расскажу, зачем нужны листья?
                   
        1 скоморох: Ну вот, придумали о чем говорить! Что в  листьях        
                                  может быть интересного?
                                     
        2 скоморох: Зачем они нужны?
         Хозяйка
                  лесов: Прежде, чем ответить на этот вопрос, отгадайте
                             загадку.
       1 скоморох: Какую?
        Хозяйка
                    лесов: Без чего не может жить человек?  
                               
       2 скоморох: Я думаю без хлеба.
 Хозяйка
          лесов: Нет. Человек не может жить без листьев.
    2 скоморох: Вот еще придумали. Мы не можем жить без 
               листьев.
    1 скоморох: Вот еще, что придумала! Так я и поверил.
     2 скоморох: Бред какой-то вы несете!
     Хозяйка
            лесов: Ну, хорошо, Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка   
                       попробуйте: жить, чтобы  не дышать. Ребята тоже могут попробовать не           
                      дышать. Начали…
                  (Скоморохи затаили дыхание, стараются не дышать)
    1 скоморох: Ой, больше не могу! Дышать хочется!
     Хозяйка
          лесов: А знаете, чем вы дышите?
              
   2 скоморох: Никогда об этом не думал. Дышится да и дышится, ну и ладно.
  1 скоморох: Да и я об этом никогда не думал. А чем мы
                     дышим?
   Хозяйка лесов: Так вот знайте. Все мы дышим кислородом,
             а если сказать точнее: то воздухом, в котором                       
содержится кислород. За сутки каждый из нас выдыхает 700-900 литров   
кислорода.                     
       2 скоморох: Ой-ой-ой! Как много! А при чем тут листья?                           
Хозяйка
лесов: А при том мои дорогие, что листья, окружающие нас, это не просто         
           листья, а самые настоящие фабрики кислорода. 
1 скоморох: Ой, не могу, ой, уморили. Листья-фабрики… Вот это да! Никогда бы не подумал, что листья, которые я вижу каждый день, это не листья, а фабрики!  
2 скоморох: У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и
                     дым?
Хозяйка
       лесов: Листья фабрики необычные, без труб и дыма. Под воздействием света
                листья выделяют  кислород. А вы знаете, что человек вдыхает кислород,
             а выдыхает углекислый газ. Вот и получается, что без листьев мы с вами
           не сможем обойтись.
      Осень: Да, Хозяйка лесов права. Все знают, что особенно хорошо дышится там,
                 где много зелени, растений. Поэтому нужно стараться как можно больше
                 сажать деревьев и кустарников, больше времени проводить среди приро-
                 ды.
1 скоморох: Может нам кто-нибудь песенку споет?
                    (Дети исполняют песню «Здравствуй, Осень»)
  1 куплет: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
                   Хорошо, что ты пришла.
                   У тебя мы, Осень спросим:
                   Что в подарок принесла?
      Осень: Принесла я вам муки.
                  Значит, будут пироги.
 2 куплет: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
                   Хорошо, что ты пришла.
                   У тебя мы, Осень спросим:
                   Что в подарок принесла?
      Осень: А уж яблоки, как мед.
                   На варенье, на компот.
  3 куплет: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,
                   Хорошо, что ты пришла.
                   У тебя мы, Осень спросим:
                   Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я меду полную колоду.
  4 куплет: Ты и яблок, ты и хлеба,
                  Ты и меду принесла.
                   А хорошую погоду
                   Ты  нам, осень, припасла?
                   Ты  нам, осень, припасла?
     Осень: Дождику не рады?
       Дети: Не хотим, не надо.         
                                 ( Появляются три осенних месяца)
      Осень: А это еще кто к нам пожаловал?
 Сентябрь: Мы - месяцы осенние. Я - Сентябрь, а это мои
                    братья: Октябрь и Ноябрь.
                    Я, например, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, да и лес
             Смотри сколько вокруг красок!
   Октябрь: Хоть я и младше тебя, но и у меня найдется, чем похвалиться. Взгляни,
                  какие кругом ковры из листьев, а урожай - просто загляденье. А какой
             кругом пейзаж! Это ж чудо!
    Ноябрь: А я должен приготовить природу к зиме. И совсем уж скоро закружатся
             над нашим лесом первые снежные хлопья. Это предвестники Царицы –
             Зимы. А прибыли мы на бал.
              
   Осень: Ах, сегодня будет бал!
                 У меня работы столько.
                 Лес украсить яркой краской,
                 Клен зеленой, ясень желтой.
           Для калины и рябины
                 Заготовила сережки!
                 Ярко красные рубины.
                 Не управлюсь я сегодня.
                 Помогайте же мне гости!
(Дети читают отрывки из произведений русских писателей и поэтов об осени)            
         1.   Когда ты входишь в лес
               Душистый и прохладный,
               Средь пятен солнечных
               И страшной тишины
               Встречает грудь твоя
               Так радостно, так жарко
               Дыханье влажных трав
               И аромат сосны.
    2.  Привет тебе, приют свободы и покоя,
         Родной страны неприхотливый лес!
         И полон свежести и все в тебе живое.
         А сколько у тебя загадок и чудес!
   3.  Твоя нога скользит по россыпям иголок
                Или шумит травой, роняя капли рос,                         
                А сумрачный навес широколапых елей
                Сплелся листвой ольхи и молодых берез.
                То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
                То запахом грибным и срубленного пня.
                 Зальется иволга короткой чуткой трелью
                 В сухой истоме дня.
    4.  Осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их на холст, на далекие пространства земли и неба. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую, почти белую.
    5.  Краски казались особенно мягкими в этой кромешной мгле, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, яркость красок становилась блеклой. Небо, покрытое облаками все же давало достаточно света, чтобы мокрая листва загоралась, как багряные пожары.
    6.  А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие листья…
          7.  Лес, точно терем расписной,
               Лиловый, золотой, багряный,
               Веселой пестрою стеной
               Стоит над ясною поляной.
               Березки желтою листвой блестят в лазури голубой,
               Как вышки елочки темнеют.
               А между кленами синеют
               То там, то здесь в листве сквозной
               Просветы солнца, что оконца.
               Лес пахнет дубом и сосной.
               За лето высох он на солнце.
               И осень тихою вдовой
               Вступает в пестрый терем свой.
      8. Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы. Каждый листик был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.
                                                                                                                                               9.  Привет тебе, дремучий бор,
                Отрада наших дней.
                Я вновь пришел под твой шатер,
                Сплетенный из ветвей.
                Хоть иногда в твоей тиши,
                Красавец вековой,
                Хочу найти покой  душе
                Усталой и больной.
                И ты, врачуя мой недуг,
                Прими меня как старый друг
                Промчавшихся годов.
Учитель:  Вот незаметно прошло время. Мы хотели с вами поговорить о природе, о                
                 том, как она прекрасна, и о том, как ее нужно беречь. 
          10.  Ты, человек, любя природу.
                 Хоть иногда ее жалей.
                 В увеселительных походах
                 Ты не топчи родных полей,
                  В вокзальной суматохе века
                  Ты оценить ее спеши.
                  Она давно твой добрый лекарь,
                  Она союзница души.
                   Не жги ее напропалую
                   И не вычерпывай до дна.
                   И помни истину простую:
                   Нас много, а она одна.
           11.   Берегите эти земли, эти воды,
                   Даже малую былиночку любя.
                   Берегите всех зверей внутри природы.
                   Убивайте лишь зверей внутри себя.
    Осень:  Нет, друзья, не уходите!
                 С нами праздник разделите!
                 Ради радости такой
                 Оставайтесь все со мной!
     Хозяйка
           лесов: Скоро бал начнет принцесса,
                      Всем у нас достанет места!
              Оставайтесь, а сейчас
                      Для принцессы первый вальс!
(Принцесса с царем танцуют вальс)

ПРО КОШЕК И СОБАК


окружающий мир 2 класс
Цель:        расширить представления детей о жизни кошек и собак.
Задачи:
ü  образовательная:  обобщить знания детей по изучаемой теме; учить ухаживать за     
      кошками и собаками;
ü  развивающие: развитие творческих исследовательских способностей учащихся через чёткое планирование своей работы; умения находить нужную информацию из различных источников; развитие монологической речи.
ü  воспитательные: формировать толерантность в отношениях учащихся,
                   воспитание чувства сострадания, любви и ответственности за братьев наших
                   меньших.
Оборудование:
§  презентация  «Мы такие разные, но мы дружим».
§  презентация  «Про кошек и собак»,
§  кроссворд « Сказки и мультфильмы про кошек»,
§  тесты «Живой уголок»
§  мультфильм «Чучело - мяучело». ( 6.30 )
1.      Во время перемены  демонстрируется презентация «Мы такие разные, но мы дружим».
     2.Организационный момент.
У нас с вами сегодня очень интересный урок. А Чтобы у нас лучше пошла работа на уроке, я хочу начать его с отрывка из мультфильма «Чучело- мяучело».
Просматривается фрагмент мультфильма«Чучело- мяучело».
-Понравился? Настроение улучшилось?
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
–Сегодня тема нашего урока «Про кошек и собак».
v  Мы с вами сегодня узнаем, зачем человеку кошки и собаки, как они появились в жизни человека, как за ними правильно ухаживать. В течение урока мы будем с вами учиться правильно, разговаривать, рассуждать, общаться друг с другом. А так же поговорим о том, какую ответственность мы несём за тех, кого приручили.
4. Но сначала давайте вспомним, о чём  мы говорили на прошлом уроке.
а) несколько  слабоуспевающих человек работают по карточкам (тесты)
б) Беседа о животных живого уголка (слайд №1)
v  На прошлом уроке мы с вами выяснили. Что многие люди у себя дома держат декоративных животных.
v  Каких помните?
v  А зачем?
v  Расскажите, каких животных держите вы и что о них знаете. (Детям было дано задание, подготовить информацию с помощью справочного материала о своих питомцах)
в)Беседа о домашних животных.
 На одном из уроков мы с вами говорили о домашних животных.
А кто помните ли вы, когда у них появляются дети?
v  Вот я сейчас с помощью игры и проверю, знаете ли вы, у какого животного как называется детёныш.
v  Я называю детей животных. Если я права - хлопайте в ладоши.
  (Дети встают)


      У кошки - котёнок,
У собаки - собачонок,
У крольчихи -крольчонок,
У лошади - лошадёнок,
У утки – утёнок,
У овечки – овчонок,
У курочки – цыплёнок,
У коровы – коровёнок,
У гуски – гусёнок,
У свиньи – свинёнок,
       У козы – козлёнок.


5.Работа над новым материалом.(слайд 2)
а)Знакомство с собаками.
        Очень часто в семьях заводят кошку или собаку, а иногда в доме уживаются кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют, о чём свидетельствовали фотографии, просмотренные вами на перемене.
Собака-  наш самый верный и самый первый друг, приручённый человеком ещё в каменном веке.
-Может ли кто-нибудь рассказать , откуда появились собаки?
v  Родоначальником большинства собак был волк. Сейчас насчитывается более 400 пород собак.
v  С давних пор живёт рядом с человеком собака. Охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает - охотничьи, декоративные, служебные и вовсе беспородные. (слайды 3-6)
v  -Какой породы собаки есть у вас и для чего они предназначены?
Рассказ строится по плану. (слайд7)
1.Порода.
2.Кличка.
3.Внешний вид.
5.Твоё отношение к животному.
v  Собака -очень преданное человеку существо.  Именно за её бескорыстную службу человеку в  Санкт –Петербурге собаке поставлен памятник. (слайд8)
v  Готовясь к уроку, я прочитала интересную историю. (слайд9)
                                            Терьер Smoky
Терьер Smoky (1943 - 21 февраля 1957 г.) была одной из самых известных собак Второй Мировой войны. Smoky весила всего  1800 гр., и имела рост около 18 см.
В феврале 1944 года, Smoky была найдена американскими солдатами в джунглях Новой Гвинеи, в заброшенной лисьей норе.Солдаты сначала подумали, что собак принадлежала японцам, но она ничего не понимала по японски, английского языка она тоже не понимала.У солдат собаку купил капрал Вильям Уинни .         В течение следующих двух лет войны, Smoky везде сопровождала своего хозяина, перенося все лишения и тяготы военной службы. Smoky прыгала с парашютом, совершила 12 боевых вылетов, за что получила 8 боевых звёзд и заслужила звание капрала.           Вильям Уинни называл Smoky - "Ангелом из лисьей норы", она в самом деле была его маленьким ангелом-хранителем. Однажды невероятным образом Smoky почувствовала начало атаки и тем самым спасла Вильяма и ещё восемь человек.           Smoky выучила много трюков, с которыми она выступала перед войсками и в госпиталях Австралии и Кореи.         Она могла сложить своё имя, различая буквы, могла ходить по проволоке с завязанными глазами. Она появилась с Уинни во многих телевизионных шоу, демонстрировала невероятные трюки. Сообразительность Smoky позволили ей стать героем. В 2005 году ей был поставлен в Америке памятник.
б)Вывод по вопросам учителя.
v  Итак, откуда появились собаки?
v  Какие породы собак вы запомнили?
v  Зачем человеку собаки?
в) Физминутка, минутка шума.
А теперь попрыгайте, как прыгает собака.
Изогните спинку так, как это делает кошка.
Как лает взрослая собака?
Как лает маленький щенок?
Как мяукает кошка?
Как мяукает котёнок?
А как котёнок мурлыкает?
v  А когда он мурлыкает?
г) знакомство с кошками. (слайд 10)
v  Не менее любима нами кошка. Она живёт с человеком очень давно, более 4000лет, но так и осталась неприрученным домашним животным. Это довольно свободолюбивое животное. Ведёт себя, как хочет, спит, где хочет, ест то, что хочет. На свете около 60 пород кошек.
v  Дети рассматривают иллюстрацию на с.78)
v  Но зачем они человеку?
v  Дети рассказывают о своих кошках по плану (слайд 11)
v  Конечно же все они наши любимцы. А знаете ли вы как за ними правильно ухаживать?
v  Очень часто вы просите разрешения у родителей завести дома котёнка или собаку. А всегда ли вы осознаёте насколько это ответственно? Чтобы понять это, давайте прочитаем 5 советов. (слайд12).
д)  Физминутка «Это про кошку»
«Да» - хлопать над головой
«Нет» - хлопать за спиной
- У нее бесшумная походка…
- У нее прекрасный нюх…
- Она лает, если к дому подходит кто-то чужой…
- Она умеет мурлыкать…
- С ней человек ходит на охоту…
- Она узнает об окружающем мире с помощью усов…
- Она умывается собственной лапкой…
г)Вспоминаем литературные произведения про кошек.
Человек всегда любим кошек. Об этом можно говорить, даже потому, что они являются героями многих сказок и стихов.
v  Вы их знаете? Сейчас проверю.
v  Назовите авторов и названия литературных произведений,  отрывки из которых я сейчас прочитаю.
ü  Ну что поделать! В дождь и снег
     Нельзя прожить без крова.
     Кто сам просился на ночлег-
     Скорей поймёт другого.
     Кто знает, как мокра вода,
     Как страшен холод лютый,
     Тот не оставит никогда
     Прохожих без приюта.
(С.Маршак «Кошкин дом»)
ü  Придя в лес, Кот спрятался в кусты и стал поджидать, чтобы какой нибудь молодой кролик сунулся в мешок за приманкой. Не успел он улечься, как ему сразу повезло. Молоденький глупый кролик вскочил в мешок, соблазнившись морковкой. (Ш. Перро «Кот в сапогах)
ü   
ü  Побежала мышка – мать,
Стала кошку в няньки звать.
- Приходите, тётя Кошка,
Нашу детку покачать. (С. Маршак  «Сказка про глупого мышонка»)
v  А стихотворения о кошках и собаках вы знаете?
- А помните ли вы пословицы о кошках и собаках?
(Кошки грызутся,  мышам раздолье. Позавидовала кошка собачьей жизни. Знай кошка своё лукошко.)
v  Какие ,приметы связанные  с кошками вы знаете?
(1.Кошка скребёт лапами по полу: зимой- к метели, летом- к дождю. 2.Закрывает нос лапой- к холоду, спит на полу- к тёплой погоде.
3.Умывается- к гостям.
4.Чёрная кошка дорогу перебежала – к несчастью)
6.Домашнее задание с.___________, составить рассказ о своём любимце.
7. Итог
а) Выполнение заданий в тетради.
б) Работа по слайду13.
- Что нового узнали на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
8.Резерв
v  Решите кроссворд про кошек (слайд 14-20)

ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ГОДА-ЗИМА

                   разработка мероприятия для учащихся 3-4 классов
                                 
                                  Цели и задачи мероприятия:
1.      Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения, воспитание интереса к природе.
2.    Развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях. Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
3.    Воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.
Оборудование: Выставка рисунков детей  о зиме.
                                    
 (Звучит музыка Вивальди «Времена года» 1ч. «Зима»)  
Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её песней на слова известного русского поэта Ивана Савича Никитина “Встреча зимы”. Ученик читает стихотворение: – Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам – Песни севера петь По лесам и полям. Есть раздолье у нас” Где угодно, гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша юная кровь на морозе горит. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам – Песни севера петь По лесам и полям. (Выходит Зима). Зима. – Вы меня на праздник звали? Вот и я сама, С вьюгой, снегом, холодами – русская зима! Я покрыла поле снегом, снег на ветки лёг, Пруд и речку заковала я под крепкий лёд. – Вы меня не испугались? К тёплой печке не прижались? Не пожаловались маме? Можно жить мне будет с вами? Ну-ка, слушайте меня, отвечайте, ребятня! Зима. – Я зима студёная, вьюжная, с ледяными ветрами дружная! Ребята. – А мы выйдем с санками погулять, с удалыми по двору погулять! Зима. – Уж как я вас в комнаты загоню, В светлые да в тёплые загоню! Ребята. – Как же ты загонишь нас, Зимушка, со двора да в комнаты, лютая! Зима. – Разбушуюсь вьюгою-порошею, Заведу метель я хорошую! Ребята. – А мы выйдем в шубах да валенках, В меховых ушанках да в варежках! Зима. – Все дорожки снегом засыплю я, Все дорожки белым засыплю я! Ребята. – А мы снег лопатами разгребём, А мы белый мётлами разметём! Зима. – А я ветер северный подниму, Озорным морозищем вас дойму! Ребята. – А мы все в ладоши захлопаем, Вдоль да по дорожкам затопаем! Зима. – Вас ничем не испугаешь Очень смелый вы народ! Вас сибирских ребятишек, Даже холод не берёт! Чтец 1. шла хозяйка синеокая, Собольей бровью повела. Из рукава ее широкого Пылит серебряная мгла. Чтец 2. Она командует метелями. Ей прекословить не к добру. Зайчишки прячутся под елями. Медведь притих в густом бору. Чтец 1. Шугнула птиц, которых встретила В своем заснеженном лесу, И белой меткою отметила Огнисто-рыжую лису. Чтец 2. Сбежались к ней друзья-сохатые. А волк при ней, как верный пес. Махая шапкою косматою, Ее приветствует мороз. Чтец 1. Ей месяц золотыми бивнями В буранах пролагает путь. Ей утро, солнечными ливнями Блистая, падает на грудь. Чтец 2. В ее ветрах раздолье слышится, В повадках – молодость сама. Как вольно мне с тобою дышится, Родная русская зима! (Галина Милова. “Зима”) Ведущий: Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле – все это так поднимает настроение!
                                     Чудная картина,
                                      Как ты мне родна:
                                      Белая равнина,
                                      Полная луна,
                                      Свет небес высоких
                                      И блестящий снег,
                                      И саней далёких
                                      Одинокий бег.
Наша зима, действительно очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и тоже: снег и мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелью и  с капелями, снежная и с солнцем. И день зимой разный!
Утро раннее-тихое неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и хрустящим снегом. А вечер - длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.
 И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается  к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света Луны и неожиданного громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как появляется она у А. С. Пушкина- холодная, спокойная, величественная.
Под голубами небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Но есть в зиме и что-то очень молодое, весёлое. Константин Бальмонт, встречая зиму, восклицает:


Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в известную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая смелая!


С. А. Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки:


Еду. Тихо.
Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Распушились на лугу…
Скачет конь
Простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.


Зима – волшебница околдовывает своими чарами всех, кто подвластен её чарам. Тютчев пишет: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…» С. Есенин вторит: «Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой, повязалася сосна…». Зима надевает природу в невиданные наряды. Послушаем ещё стихи С. Есенина.


Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
 В золотом огне.
А заря лениво,
Выходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


А с какой любовью пишет о наступающей зиме  И. Суриков.


Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело..
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.


Нельзя не вспомнить стихотворение С. Есенина:


Поёт зима – аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
.Озябли пташки малые,
Голодные усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным.
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна.


Ведущий:  Природа и музыка, музыка и природа-эти два слова просто неотделимы друг то друга и чем-то очень похожи. Когда впервые звучала музыка? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным и непонятным. Но если мы вспомним, как чуть слышно первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, как спелый малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, нам станет ясно, что музыка звучала, звучит и будет звучать там, где светит солнце, там, где распускается листва, или шумит пурга.
1 ученик:
       У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по-своему. Каждый день доносит до нас новые светлые звуки. И, повинуясь дирижёрской палочке природы, музыка становится то радостной, солнечной, то грустной. Пасмурной.
2 ученик:
               Зима барабанит снежинками, играет на свирелях позёмки. Даже если не слышно, как ветер скользит на своих белоснежных санках по ледяным зеркальным дорожкам, даже если нам кажется, что природа замирает, мы слышим чудесную музыку родной зимы.
1 ученик:
Мороз как виртуозный музыкант всё сильнее натягивает струны стройных деревьев и играет на них на зависть любому оркестру.
2 ученик:
Да! Не было, нет, и не будет на свете более искусного музыканта, чем волшебница-природа.
1 ученик:
Великие музыканты писали о природе так, что мы с вами, слушая их произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли. И дело здесь не только в таланте композитора. В любом творчестве, в любой работе помогает человеку любовь к природе, любовь к родному краю. И порой не просто понять музыку тому, кто не понимает природу.
2 ученик:
Мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение  Вивальди «Зима». (Это произведение можно предложить детям просто послушать, а можно одновременно с музыкой предложить просмотреть слайды с фотографиями зимы      (3 часть «Времён года»)
Ведущий: Приятная мелодия, правда? Она поражает своим волшебством, необычностью. Но это мы слушали музыку в исполнений симфонического оркестра. Но эти чудеса подвластны и нашим ученикам. Послушайте вальс Свиридова «Метелица» в исполнении ученицы музыкальной школы. (можно с детьми спеть песню о зиме. Например «Зимняя сказка»)
                        ЗИМНЯЯ СКАЗКА
          1. Тихо-тихо, сказку напевая,
          Проплывает в сумерках Зима,
          Тёплым одеялом укрывая
          Землю, и деревья, и дома.
          Над полями тёплый снег кружится,
          Словно звёзды падают с небес…
          Опустив мохнатые ресницы,
          Дремлет в тишине дремучий лес.
          2. Спят на ёлках золотые совы
          В сказочном сиянии луны.
  На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
  Всё меняет форму и окраску…
  Гасят окна сонные  дома.
  И, рассказывая сказку,
  Засыпает медленно сама.
Ведущий:  Но не только поэты и композиторы  в своём творчестве обращались к природе. Когда-то очень давно человек, любуясь природой, жалел о том, что через какое-то время этой красоты никто больше не увидит. И он стал пытаться запечатлеть всё с помощью красок и карандаша. Так создавались пейзажи. Я хочу вас познакомить с картинами зимы известных русских художников. (Просмотр слайдов «Пейзажи зимы»))
Ведущий:  Но не только писатели, композиторы и художники любят природу, восхищаются ею. Ею любуются все. Примечают все её причуды, подарки. Ведь сколько разных примет знаем мы благодаря мудрости и наблюдательности простого народа.
                             «Народные приметы о зиме»
* Если ночь морозная,
   Тихая и звездная,
   Дым из труб идет столбом –
   Значит, ясно будет днем.                                     
         * Если лег на ветки иней,
            На стекле букет из роз,
            Если дым ладошкой синей
            Достает до самых звезд
            И не свищет ветер грозно –
            Будет ясно и морозно.
* Если рыба зимним днем
   Ходит прямо подо льдом
   И о лед стучит хвостом –
   Значит, без сомненья,
   Ждите потепленья.
Ведущий:  А сколько пословиц и поговорок мы знаем.
Я буду говорить начало, а вы продолжайте:
* Мороз не велик,                                    а стоять не велит.
* Зима без снега -                                               лето без хлеба.
* Декабрь год кончает -                           зиму начинает.
* Зима снежная -                                               лето дождливое.
* Кошка на печь заползает -                   значит мороз будет.
*Утром кричит синица -                        к морозу.
* Если звезды ярко блестят зимой -                 к стуже.
*Холодная зима -                                               жаркое лето.
* Зима снежная -                                      лето дождливое.
* Зимою вьюги -                                       летом ненастье.
- А кто из вас не любит отгадывать загадки?
Ø Ну-ка, что это за птица
Спать зимой в сугроб ложится?                       (Тетерев)
         Они умеют нырять с деревьев в снег – подснежные спальни. Весной устраивают тетеревиные турниры. Дерутся так, что перья летят в разные стороны.
Ø Кто зимой на ранетках
Свиристит на тонких ветках?                                     (Свиристель)
Красивая птица с хохолком на голове. Обжорка, забивает зоб ягодами рябины, шиповника.
Ø Кто купается зимой
В быстрой речке ледяной?                               (Оляпка)
         Маленькая птичка, а не боится нырять в холодную полынью. Там, на дне находит себе корм.
Ø Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.                                    (Снегирь)
Ø Кто зимой птенцов выводит,
Корм для них в лесу находит?                         (Клест)
Ни у одной птицы в мире нет такого чудного носа – крест-накрест. Кривоносыми их делают шишки, из которых они вытаскивают орехи. Птенцов высиживают на зиму, гнездо у них теплое и много семян припасенных.
v Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.                                         (Белка)
         Их вяжут, вышивают на одежде.                               (Узоры)
          В небе звездочкой летела,
         На ладошке каплей стала.                                        (Снежинка)
        
         Ни проехать, ни пройти -
         Куча снега на пути.                                           (Сугроб)
          Растет зимой, не летом
         И сверху вниз при этом.                                   (Сосулька)
         Красавица какая -
         Стоит, светло сверкая,
         Как пышно убрана…
         Скажите, кто она?                                             (Елка)
         Новогоднее украшение на макушке елки.                 (Звезда)
         И не снег, и не лед,
         А серебром деревья уберет.                             (Иней)
         Какой это мастер на стекла нанес
         И листья, и травы и заросли роз?                    (Мороз)
         С нее сани едут сами.                                        (Горка)
Ведущий:  Чистый морозный воздух и солнце – самые могущественные лечебные силы. Занимаясь зимними видами спорта, мы укрепляем наше здоровье. Назовите эти виды спорта? А зимние игры? Перечёркнут снег лыжнёй, Тонкий и прямой. До чего у нас в краю Хорошо зимой. Интересно резать лёд Звонкими коньками, Сбросив варежки, лепить Мокрый снег руками. Ледяную крепость брать В жарком поединке, Чтобы вам за воротник Сыпались снежинки. Вместе с нами бой ведут И девчонки тоже, На снегурочек они В зимний день похожи. И на солнце блещет лёд Весело и строго, И зовёт тебя вперёд Зимняя дорога. – В мягкий зимний день, когда снег чуть тает, можно лепить из снега фигурки снеговиков, играть в снежки. И Зима припасла для вас интересную игру, а какую вы узнаете, отгадав загадку. По снегу покатите – Я подрасту. На костре согрейте – Я пропаду. Вывешивается плакат “Игра в снежки” (буквы – снежки: р, к, н, с, г, м, ч, о, а, е, у) Кто быстрей Из букв – снежков Составит больше Разных слов? Ребята составляют слова, звучит музыка Вивальди 2ч.“Времена года”. Подведение итогов игры: – Какие слова составили и кто больше?
Ведущий: Вот и подошло к концу наше. Мы успели поговорить о многом. А давайте попробуем представить нашу жизнь без зимы. Как бы было?
(Дети отвечают)
 Заканчивается мероприятие исполнением песни «Кабы не было зимы».

1 комментарий: