Руководителям МО

ПЛАН РАБОТЫ
МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА 2013-2014 УЧ. ГОД.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА:

«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования  универсальных учебных действий в рамках ФГОС-2.
Задачи:
1.       Ознакомление учителей с содержанием ФГОС – 2 в начальной школе;
2.       Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС начального общего образования.
3.       Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС – 2 через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
4.       Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
5.       Внедрение в практику  работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
6.       Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования  УУД младшего школьника
7.       Применение информационных технологий для развития познавательной активности  и творческих способностей обучающихся;
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы
1.Аналитическая деятельность:
§  Анализ методической деятельности  за 2012-2013 учебный год и планирование на 2013-2014 учебный год.
§  Анализ посещения открытых уроков.
§  Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
§  Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2.Информационная деятельность:
§  Изучение новинок в методической литературе по основным направлениям модернизации в начальной школе;
§  Знакомство с ФГОС-2 начального общего образования.
§  Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
3.Организация методической деятельности:
§   Выявление  затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2, подготовки к аттестации.
4.Консультативная деятельность:
§  Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
§  Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
§  Консультирование педагогов  по вопросам в сфере формирования  универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.
Организационные формы работы:

1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах.
7. Прохождение аттестации педагогических кадров. 
План работы ШМО
в 2013-2014 учебном году:

Месяц
Содержание деятельности
Ответственные

Сентябрь

1
Заседание ШМО
Учителя, Рук. ШМО
2
Единый орфографический режим школы
(заполнение журналов, дневников, личных
дел);
Учителя, зам. по УВР
3
Индивидуальная работа по пополнению дидактического материала, ЭОР.
учитель
4
Составление графика проведения открытых уроков и мероприятий по предмету.
учителя, рук.ШМО
5
План воспитательной работы на год.
Кл.рук., зам. по ВР
6
Обеспечение учебными и электронными пособиями.
библиотекарь
7
Мониторинг техники чтения в 2-4 кл.
Рук. ШМО
Октябрь
1
Проведение  Недели Начальных классов
учителя
2
Составление плана работы с одарёнными детьми.
Руководитель МО.
3

Качество проверки тетрадей учащихся  по русскому языку и математике.
Завуч, рук. ШМО
4
Подготовка  к игре «Русский медвежонок"
Участие в Эрудит марафоне
учителя
5.
Итоговые  контрольные работы за 1 четверть
учителя



Ноябрь

1
Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»
учителя
2
Итоги  обследования первоклассников по адаптации к школьной жизни.
Учитель,психолог
3
Заседания ШМО.
учителя, рук.ШМО
4
Оформление и оборудование кабинетов. Подготовка кабинетов к смотру-конкурсу.
Учителя


Декабрь
1
Взаимопосещение уроков. Взаимопроверка состояния тетрадей.
Учителя. завуч
2
Административные контрольные работы.
завуч
3
Посещение открытых уроков и мероприятий
учителей школы и района.
учителя
4
Мониторинг техники чтения в 2-4 кл.
Учителя, рук. ШМО
5
Качество проверки тетрадей для контрольных работ учащихся 2-4 классов. Выполнение норм контрольных работ.
Взаимопроверка членами ШМО
Январь
1
Проведение конкурса «Мой проект» среди начальных классов.
Учителя, рук. ШМО
2
Индивидуальная работа по пополнению дидактического материала в рамках модернизации начального образования.
учителя
3
Итоги выполнения контрольных работ и прохождение программ за 1 полугодие
учителя
Февраль

1
Мастер – класс. «Использование ИКТ в начальной школе»
учителя
2
Взаимопосещение уроков.
учителя
3
Проведение предметных олимпиад в начальных классах, работа с учащимися с повышенной мотивацией к учению
Учителя, рук.ШМО

Март
1
Контрольные работы за 3 чет.
учителя
2
Подготовка и активное участие в игре «Кенгуру»
учителя
Апрель
1
Круглый стол: преемственность в обучении, адаптационный период  учащихся 5 класса
учителя


Май
1

Результаты итоговых контрольных работ в 1- 4 классах.

2
Анализ выполнение рабочих программ.
учителя
3
Итоги года. Предварительное планирование на 2013-2014 уч. год.
учителя
4
Заседание ШМО. Отчётный анализ руководителя ШМО за год.
Рук.ШМО
5
Мониторинг качества знаний по предметам.
Учителя. завуч
6
Анализ воспитательной работы за год.
учителя
7
Формирование списков школьного лагеря, летний отдых.
учителя

Содержание деятельности

1. Проведения заседаний ШМО
2. Работа над темами по самообразованию.
3. Овладение педагогическими технологиями как результат мастерства учителя и ученика.
4. Посещение открытых уроков и мероприятий учителей школы и района.
5. Пополнение методической копилки учителями начальных классов.
6. Распространение передового педагогического опыта (открытые уроки и внеклассные мероприятия, мастер-классы, семинары).
7. Повышение профессионального мастерства.
Участие педагога в различных конкурсах.
8. Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
9. Активное участие в семинарах - практикумах, педсоветах.
10. . Участие в конкурсах и олимпиадах.
11. Посещение кружков (предметных, спортивных, технических)  по интересам.
12.Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при проведении учебных занятий.

ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ МО

1 заседание (август)
   1.Профессиональный стандарт учителя. Обсуждение проекта.
2. Мастер-класс « Использование мобильного класса с образовательными программами как одного из способов дифференцированного обучения»
3.Рассмотрение  календарно-тематических планов, рабочих     программ по     предметам и         дополнительному образованию на 2013-2014 уч. год.
    4. Утверждение текстов четвертных контрольных работ.
     5.  Утверждение плана работы с молодым специалистом.
   6. Обсуждение программ по работе с детьми, имеющими повышенную мотивацию к  изучению отдельных предметов.
           2 заседание (ноябрь)
 1. Закон об образовании.
2. Мастер-класс «Использование датчиков температуры, звука и т.п. на уроках окружающего мира»
3.Способы формирования УУД на уроках в начальной школе в рамках модернизации образования.
4. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.
         5. Анализ успеваемости и качества обученности учащихся первой ступени за
 1 четверть.
           3 заседание (январь)
    1.   Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе развивающих личностно-ориентированных технологий.  Системно - деятельностный подход как основа модернизации начальной школы.
2.Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.
  3. Анализ успеваемости и качества обученности учащихся первой ступени за первое   полугодие.
4. Определение направлений внеурочных занятий для 1 классов на 2014-2015 уч. год.
     5.Об утверждении УМК на 2014-2015 уч.г.

          4 заседание (март)
1. Самооценка младших школьников:
•        Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
•        Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
•        Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости.
•        Внедрение правила самооценки технологии оценивания учебных успехов.
           2. Распределение нагрузки учителей, тарификация на следующий 2014-2015 уч. год.  
     3. Анализ успеваемости и качества обученности учащихся первой ступени за
      3 четверть.

5       заседание (май)
1.     Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Основные образовательные технологии ОС «Школа России».
2.     Нормы оценок по предметам.
3.     Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год.
      4.Утверждение плана работы МО на следующий учебный год.

 5. Анализ успеваемости и качества обученности учащихся первой ступени за второе полугодие.
ПЛАН РАБОТЫ
с молодым специалистом на 2013-2014 уч.год
Месяц
Содержание работы
Ответственные 
Сентябрь

·         Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом
·         Закрепление наставника
·         Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно­-воспитательного процесса
·         Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
Администрация школы


Директор школы

Руководитель методического объединения

Зам. директора по УВР
Октябрь

·         Круглый стол "Основные проблемы молодого учителя"
·         Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
·         Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
Зам. директора по УВР

Педагог-­наставник


Зам. директора по УВР, педагог-­наставник
Ноябрь

·         Консультация "Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"
·         Семинар-­практикум "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"
Зам. директора по ВР

Педагог-наставник, зам. директора по ВР
Декабрь

·         Консультация "Современный урок: структура и конструирование"
·         Семинар­-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ
Зам. директора по УВР
Педагог-наставник
Январь

·         Семинар-­практикум "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
·         Мастер­-классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"
Зам. директора по УВР
Педагог-наставник
Февраль

·         Посещение уроков  молодого специалиста
·         Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"
·         Обзор периодической педагогической печати
Педагог­-наставник

Зам. директора по УВР

Зав. школьной библиотекой
Март

·         Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков)
·         Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций
Зам. директора по УВР

Педагог-психолог
Апрель

·         Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Зам. директора по УВР
Май

·         Подведение итогов работы  молодого учителя, методическая выставка достижений молодого учителя
Директор школы, зам. директора по УВР, педагог-­наставник

Программа:
«Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»
На период 2013-2017 г.г.
Введение.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такихдостижений) в том или ином виде деятельности.
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарѐнности в системе образования на организационном уровне обычно решается путѐм создания специальных школ для одарѐнных и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарѐнных. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения - не удалять одарѐнного ребѐнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ ТСОШ№2, в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
• не терять потенциально одарѐнных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
• создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарѐнных детей;
• формировать у одарѐнных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Программа«Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарѐнных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де-тей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделитьследующие виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
Цель программы.
Выявление одарѐнных детей и создание условий для их оптимального развития.Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи программы.
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарѐнных детей;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели
Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик. По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России. Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своѐ отношение к ним. Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края). Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, областных, межрегиональных, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ.
Результаты реализации модели
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
создать условия для развития одарѐнности и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарѐнные дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
• воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
• определять учебную задачу;
• ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• владеть своим вниманием;
• сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
• владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
• использовать основные приемы мыслительной деятельности;
• самостоятельно мыслить и творчески работать;
• владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Сформированные УУД:Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
• Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
• Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
• Стремление к самосовершенствованию;
• Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.
Сформированные УУД:Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию
Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Составлять внутренний план действий.
Понимать:
• Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
• Относительность оценок или выборов других людей;
• Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарѐнных учащихся и на выявление скрытой одарѐнности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни.
Обучение одаренных детей
Возникает много сложностей в обучении одарѐнных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.
Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребѐнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Следует придерживаться индивидуального подхода к одарѐнным детям
Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищѐнности, снижают напряжѐнность и предотвращают агрессивность.
Научить детей, прослеживать межпредметные связи.

Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
 - групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам; - конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
 - участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
 - научно-исследовательские конференции.
Работа с одарѐнными детьми.
Карта одарѐнного учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:
2.Состав семьи, ее структура: полная, не полная, многодетная.
3. Жилищно-бытовые условия:
4.Взаимоотношения в семье: (доверительные, основанные на взаимопонимании, тѐплые).
Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдались/не наблюдались.
5.Культурный уровень семьи: высокий, средний.
6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребѐнка как в школе так и дома.
7. Характер ребенка: Перечислить качества личности:положительные:
8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер.
9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всемпредметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам.
Мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечтыпосещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины. Способности к обучению:высокие, средние, низкие. Познавательный интерес: высокий, средний, низкий.
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыковпредпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное.
11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется:
Участниками реализации данной программы являются:
• Управляющий совет;
• Администрация школы (директор,заместители директора по УВР);
• Рабочая группа, создаваемая сроком на1 год;
• Руководители школьных методических кафедр, МО;
• Учителя-предметники;
• Классные руководители;
• Руководители творческих кружков;
• Медицинские работники;
• Психологи;
• Библиотекарь;
• Родители или законные представителиучащихся;

Формы проведения мониторинга реализации положения.

Формы                                                                                             Периодичность
Предметные олимпиады                                                                 1 раз в год
Общешкольная конференция достиженийучащихся                       1 раз в год
Предметные недели                                                                      По годовому плану
Внутришкольный контроль.                                                         По годовому плану
Творческие отчѐты кружков и спортивных секций.                         1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки.                                           По годовому плану.
Проектная деятельность                                                              По годовому плану

Организация и функциональное обеспечение данной программы.
Функции директора.
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарѐнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Функции заместителя директора по УВР.
 Регулирование и коррекцияобразовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебныйплан, расписание, элективы). (Постоянно).
 Оформление нормативной документации;
 Разработка программ;
 Подготовка отчетов о работе содаренными детьми;
 Организация и проведение семинаров попроблемам работы с одарѐнными детьми. (Не менее 1 раза в год.)
 Координация действий учителей,работающих с одарѐнными детьми. (Постоянно)
 Помощь в разработке индивидуальныхобразовательных программ для одарѐнных детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
 Сбор банка данных по одарѐнным детям.

Функции рабочей группы.
 Подбор диагностических материалов длявыявления одарѐнных детей.
 Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
 Подготовка методических рекомендаций по работе с одарѐнными детьми.
 Определение критериев эффективности работы.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Функции руководителей МО.
 Планирование и проведение школьных предметных недель иолимпиад (ежегодно).
 Разработка материалов, вопросов изаданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
 Оформление материалов по работе содарѐнными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики,образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
 Руководство подготовкой творческихотчѐтов учителей, работающих с одарѐнными детьми.
Функции учителей-предметников.
 Выявление одарѐнных детей.
 Корректировка программ и тематических планов для работы с одарѐнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
 Организация индивидуальной работы с одарѐнными детьми.
 Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
 Отбор и оформление в течение года достижений одарѐнных детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
 Оформление своего опыта работы с одарѐнными детьми в виде творческого отчѐта для предъявления на педсовете.
 Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
 Консультирование родителей одарѐнных детей по вопросам развития способностей их детей.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Функции классных руководителей.
 Выявление детей с общей одарѐнностью.
 Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарѐнности детей, используяданные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителейкружков, родителей.
 Планирование воспитательной работы вклассе с учѐтом реализации одарѐнными детьми класса своих способностей.
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
 Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;
Функции руководителей кружков и секций.
 Выявление одарѐнных детей.
 Организация творческих отчѐтов детей.
 Предоставление необходимой информации классным руководителям.
 Консультирование родителей.
 Подготовка отчетов о работе содаренными детьми (в произвольной форме);
Функции психолога
 Психодиагностическая работа (групповая,индивидуальная);
 Индивидуальные и групповые занятия сучащимися;
 Индивидуальные и групповые консультации дляучащихся;
 Работа с родителями (выступления народительских собраниях, консультации);
 Работа с учителями (консультации, тренинги,просветительская работа).
 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Основные направления реализации программы.
 создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
 методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
 мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня: школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Примерный план работы с одарѐнными детьми на 2013/2017 учебный год.

№ п/п
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
в течение года
Заместитель директора по УВР
2.
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.
в течение года
Психологическая служба
3.
Создание банка данных по одарѐнным детям начальная школа.
Сентябрь, январь
Психологическая служба, логопед.
4.
Проведение работы с родителями одарѐнных детей.
в течение года
Учителя начальных классов, психологическая служба.
5.
Проведение учѐбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми.
в течение года
Заместитель директора по УВР
6.
Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам.
в течение года
Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов
7.
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.
Ноябрь, декабрь
Заместитель директора по УВР
8.
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Шолоховская весна».
в течение года
Учителя начальных классов
9.
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.
январь-апрель
Руководитель МО
10.
Подготовка учащихся к районным интеллектуальным конкурсам
сентябрь - апрель
Учителя начальных классов
11.
Контроль и организация сети занятий по интересам.
в течение года
Заместитель директора по УВР
12.
Расширение банка методической литературы по работе с одарѐнными детьми.
в течение года
Библиотекарь
13.
Участие в районных олимпиадах
апрель
РуководительМО
14.
Расширение системы
дополнительного образования для
развития творческих способностей
одаренных детей.
2013-2017гг
постоянно
Заместитель директора по УВР Педагоги дополнительного образования.
15.
Разработка системы поощрений
победителей олимпиад, конкурсов,
фестивалей.
2013-2017гг
постоянно
Заместитель директора по УВР Руководитель МО
16.
Разработка и подбор
диагностических психолого-
педагогических методик для
выявления одаренных детей.
2013-2017гг
постоянно
Психологическая служба начальной школы.
17.
Внедрение в систему работы
образовательного учреждения
разработанных диагностических
методик и методов работы с
одаренными детьми.
2013-2017гг
постоянно
Учителя начальных классов, психологическая служба.
18.
Психологическая диагностика по
выявлению одаренных детей.
2013-2017
Ноябрь-декабрь
Психологическая служба начальной школы.
19.
Проведение предметных недель.
2013-2017
Октябрь
Руководитель МО Учителя начальной школы.
20.
Анализ и корректировка
результативности и выполнения
этапов программы «Одаренные
дети».
2013, 2017г.
Заместитель директора по УВР Руководитель МО
21.
Педагогическая диагностика по
выявлению одаренных детей по
учебным предметам.
2013-2017
Октябрь, февраль
Учителя начальной школы.
22.
Проведение совещания по
результатам диагностирования  
способных учащихся.
Март
ежегодно
Заместитель директора по УВР. Проведение малых педсоветов.
23.
Организация патронажа между
способными учащимися и
учителями-предметниками.
В течение
учебного года
Учителя начальной школы.
24.
Анализ возможностей для
углубленного изучения различных
предметов.
Постоянно
Администрация школы
25.
Творческий отчет педагогического
коллектива по работе с
одаренными детьми за прошедший
учебный год.
Май, ежегодно
Педагогический
коллектив
26.
Обобщение опыта работы
учителей, работающих с
одаренными детьми.
Август, март ежегодно
Заместитель директора по УВР, педагогический
коллектив. Малый педсовет.
27.
Распространение опыта работы с
одаренными детьми.
2014-2017 гг
Администрация школы. Учителя начальных классов.
28.
Анализ и корректировка
результативности и выполнения
программы «Одаренные дети».
2014-2017 гг
Администрация школы

Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Список рекомендованной литературы.
1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство ―Лицей, 2003.
7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
8. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
11. Родионова Е.А. Олимпиада ―Интеллект. – М. : - Образование, 2002.
12. Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А., Толстова Н. А.Научный руководитель – кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.
13. Интернет ресурсы:http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru, http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru,.


1 комментарий:

  1. Как руководитель МО почерпнула для себя кое-что. Спасибо за идею. Будем дерзать в своём объединении.

    ОтветитьУдалить